Садоводов предупредили о законопроекте по порядку изъятия «заброшенных» участков. За 10 лет порядка 62% СНТ и подобных объединений по всей стране приказали долго жить
Ну вот и все. Пожалуй, можно приступать к закрытию дачного сезона. Каким он был? Чем волновал и запомнился? Какие процессы происходят сегодня в садово-дачных хозяйствах? Что нам сулит завтра? Эти вопросы мы задали «дачнику» и общественнику со стажем Людмиле Голосовой.
— Людмила Даниловна, понимая, что проблем у садоводов нынче выше крыши, с чего начнем?
— С общей картины. Все, у кого есть собственные земельные участки, знают, что на этих территориях не только растят плодово-ягодные и овощные культуры. Здесь восстанавливают свое здоровье до трех поколений семьи. Здесь созданы все условия, чтобы росло здоровое поколение, физически и духовно нравственное. Садоводческие, огороднические и дачные объединения — это активное коллективное сообщество, в котором сохраняются традиционные ценности, все это время люди содержали и содержат их на свои личные средства. А ведь данные территории используют более 60 млн граждан России.
— О каком количестве участков под садоводство, огородничество и дачное хозяйство идет речь?
— Под эти виды деятельности в России используется порядка 21 миллиона земельных участков. Причем в своем большинстве эти объединения были созданы в период существования СССР. Земли предоставлялись безвозмездно, навечно и не облагались налогами. Ранее государство очень бережно относилось к землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому садоводам обычно выделялись участки именно на неудобных территориях и неугодьях. А уже силами граждан эти кусочки земли были превращены в цветущие сады.
Как известно, частной собственности на землю в СССР не было. Зато был отработан механизм, когда земельные участки можно было передавать по наследству, дарить, продавать. Граждане, обрабатывающие свои клочки земли, были уверены, что они достанутся детям. Что при необходимости они смогут их продать или подарить.
Когда пытаются сказать, что в СССР не велся кадастровый учет, — это не соответствует действительности. В Союзе раз в три-пять лет проводилась инвентаризация земель. Отдельным нормативным актом велась инвентаризация территорий садоводческих, огороднических и дачных товариществ силами государства. Уточнялись координаты характерных поворотных точек, всей территории товариществ, индивидуальных земельных участков. Граждане платили мизерную плату, которая вносилась в кассу товарищества и фиксировалась в членской книжке. Землеотводы под садоводство, огородничество и дачное хозяйство предоставлялись на основании решений местных народных депутатов. В том числе земля выделялась и предприятиям для сотрудников. Постановление глав местных администраций считалось правоустанавливающим документом. На основании этого постановления земельные комитеты уже на местах выдавали каждому свидетельства о праве собственности на землю. Тот же сценарий работал и при передаче товариществам земли общего пользования в коллективную совместную собственность. На земли общего пользования тоже выдавались документы. Все это работало до начала 90-х.
— А что дальше?
— Как потом выяснилось, почти половина граждан, которые законно занимались садоводством и огородничеством на своих участках, так и не получили индивидуальные постановления и свидетельства. Но тогда их удалось преодолеть дополнениями к статье 28 ФЗ №66 от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях». Там была прописана возможность оформления земельных участков в собственность без ограничения сроков. Но позже 28-ю статью убирают из ФЗ №66 законом №171 от 23.06.2014 года. Как следствие, опять возникла проблема!
— Что это за проблема?
— Изменения в законодательстве упростили освобождение территорий: если у человека, например, на конкретный земельный участок нет правоустанавливающих документов, появляется возможность по принудительному изъятию земель.
Но что такое садовый дом — это здание сезонного проживания, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых нужд и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. На территории России ведь множество непригодных для постоянного проживания садовых домов размером 3 на 4 кв. м, которые в одночасье стали «жилыми домами». Процентная ставка налогообложения садовых домов от 0,1 до 0,3%, а «жилых» — уже от 1,5 до 2,0% от кадастровой стоимости.
Далее придумали возможность перевести садовые и дачные товарищества под патронаж муниципалов: в поселки, деревни. На словах все выглядит красиво: жить в поселке — взносы не платить. Всю инженерную инфраструктуру будут содержать муниципалы. Но МУПы и ГУПы, ответственные за сбор средств за ЖКХ, уходят в прошлое, на их место приходят коммерсанты. Например, в Московской области это уже произошло в 2020 году. Не будет членских взносов, но будут услуги ЖКХ. Как вам такие перспективы?
— Совсем невеселые.
— Еще бы! Ведь в товариществе можно себя защитить сообща, коллективно и от сноса, и от варварских тарифов ЖКХ. Однако часть СНТ И ДНТ наивно поверили и, не подумав, стали ликвидировать свои товарищества. Когда увидели, что происходит, в Мособлдуме быстро приняли закон №17 от 21.02.2023 г., где прописали 5 пунктов порядка перехода СНТ в населенные пункты. Он и будет путеводителем для других регионов. Люди понимают суть происходящего слишком поздно, когда процесс уже запущен, то есть СНТ уже ликвидировалось. Уже утрачены все правоустанавливающие документы: на землеотвод, генплан и т.п., в результате садоводы могут превратиться в самостройщиков и захватчиков земель. Ведь дома и участки зарегистрированы с адресом, в котором указано название СНТ. А последнего — уже нет!
https://www.mk.ru/mosobl/2023/10/08/sadovodov-predupredili-o-zakonoproekte-po-poryadku-izyatiya-zabroshennykh-uchastkov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
|